Юрий Григорович

Юрий ГригоровичПрезидент МФБК

Народный артист СССР

Президент Международного союза деятелей хореографии

Балетмейстер Государственного академического Большого театра России

Профессор Московской государственной академии хореографии

 

«Балет Большого театра отличается от других. Весьма отличается. И он отличается по трем особым и связанным друг с другом причинам. Он русский. Он советский. И его художественным руководителем является Юрий Григорович. Однако есть и другие аспекты, которые просматриваются в его балете Большого театра нового стиля. Они вызваны и его собственным гением (потому что он, я думаю, великий хореограф), и его особой исторической миссией сближения ленинградской школы балета и московской» 
(Американский балетный критик Клайв Барнс)

Юрий Григорович родился 2 января 1927 г. в Ленинграде. В 1946 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С М. Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 г. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А.М. Горького.

Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» (1957 г.) и «Легенда о любви» (1961 г.) — имели оглушительный успех.

В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего, последовавшей в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета, как гениальный хореограф, создавший целый ряд спектаклей-шедевров, вошедших в Золотой фонд хореографического искусства; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице. С 1961 г. по 64-й он — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 64-м становится главным балетмейстером Большого театра. Временно его покидает в 1995 г. и вновь возвращается в театр в 2008-м.

За время работы в Большом театре СССР (позднее России) Ю. Григорович явил миру целую плеяду выдающихся исполнителей, ставших украшением мирового балета. Среди них: М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, Е. Максимова, Л. Семеняка, Н. Павлова, Н. Архипова, Н. Семизорова, М. Лавровский, В. Васильев, Ю. Владимиров, М. Лиепа, В. Гордеев, А. Годунов, И. Мухамедов, Н. Цискаридзе. И это далеко не полный перечень блестящих танцовщиков. В 1996 г. Юрий Григорович стал основателем театра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа «Григорович-балет» Краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера») и по настоящее время является ее художественным руководителем.

Григ_Гордеев

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях) свои балеты: «Каменный цветок» С. Прокофьева (1959 г.); «Легенда о любви» А. Меликова (1965 г. ); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979 г., мировая премьера которого состоялась в Парижской национальной опере, 1978 г.)

Уже в Большом театре он поставил оригинальные спектакли: «Щелкунчик» П.И. Чайковского (1966 г.); «Спартак» А. Хачатуряна (1968 г.); «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975 г.); «Ангара» А. Эшпая; «Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г. ), а также создал свои редакции балетной классики – спектакли «Спящая красавица» П.И. Чайковского (1963 г., 1973 г.); «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (1969 г., 2001 г.); «Раймонда» А. Глазунова (1984 г., 2003 г.); «Жизель» А. Адана (1987 г.); «Баядерка» Л. Минкуса (1991 г.); «Корсар» А. Адана (1994 г.); «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г.)

В 1974-88 гг. был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. С 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии. Является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца. В 1975-85 гг. был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО. С 1989 г.  — президент Ассоциации деятелей хореографии. В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».

С 1992 г. Юрий Григорович — президент программы Benоis de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз Benоis de la danse за выдающиеся достижения в искусстве балета.

С 1973 г. является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве, а также председателем жюри еще многих международных конкурсов. В том числе: Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Донецке,  Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи. Он неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Китае, Австрии, Турции и Италии.

В 2006 г. был избран Президентом Международной Федерации балетных конкурсов.

Юрий Григорович неоднократно переносил свои и классические балеты на сцены других театров страны и мира. В каждой новой постановке, переносе своего ли спектакля, или спектакля балетной классики Григорович никогда не повторяется, а находит новые творческие подходы и приемы в реализации своих художественных замыслов хореографа, режиссера-постановщика, либреттиста. В каждом спектакле, поставленным прославленным хореографом, отчетливо видна рука Великого Мастера искусства балета. В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976 г.) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977 г.)

Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970 г.), «Жизнь в танце» (1978 г.), «Балет от первого лица» (1986 г.)