Yuri Grigorovich

Юрий ГригоровичPresident of the IFBC 

People’s Artist of the USSR

President of the Association of Choreography

Ballet master and choreographer at the Bolshoi Theatre

Head of the choreography department at the Bolshoi Ballet Academy

“Ballet of the Bolshoi differs. It differs very much. And it differs in three specific causes related to each other. It’s Russian. It’s Soviet. And its artistic director is Yuri Grigorovich. But there are other aspects that are visible in the ballet of the Bolshoi Theater of the new style. They are caused by his own genius (because he is, I think, a great choreographer), and his special historical mission of convergence of the Leningrad and the Moscow Ballet Schools”. (American ballet critic Clive Barnes)

Yuri Grigorovich was born in January 2, 1927 in Leningrad. In 1946 he graduated from the Leningrad Choreographic School (now Vaganova Ballet Academy), where he studied under the guidance of Boris Sharov and Alexei Pisarev, and was admitted to the ballet troupe of the Leningrad State Academic Opera and Ballet named after Kirov (now the Mariinsky theatre), where he remained a soloist until 1961. He began to compose dances in his youth – at the ballet studio of the famous Leningrad Palace of Culture named after Gorky.

His first productions at the Kirov Theatre – “The Stone Flower” (1957) and “The Legend of Love” (1961) – had a huge success.

They played a crucial role in the life of Yuri Grigorovich: first, he found his co-author and coworker in the person of an outstanding theater artist Simon Virsaladze, with whom he worked until his death in 1989, second – he made it into history of ballet as brilliant choreographer who has created a series of ballet masterpieces which are included into the Gold Fund of Choreography, and third- he started his fast career development. From 1961 to 1964 he is a choreographer at the Kirov Theatre. And in 1964 he became the chief choreographer of the Bolshoi Theatre. He leaves the theatre in 1995 to return back in 2008.

During his time at the Bolshoi Theatre Yuri Grigorovich revealed to the world a galaxy of outstanding performers who became legends of the world of ballet: Maya Plisetskaya, Natalya Bessmertnova, Ekaterina Maksimova, Ljudmila Semenyaka, Nadezhda Pavlova, Nina Semizorova, Michael Lavrovsky, Vladimir Vasilyev, Yuri Vladimirov, Maris Liepa, Vjacheslav Gordeev, Alexander Godunov, Irek Mukhamedov, Nicolay Tsiskaridze and it is not a complete list of brilliant dancers. In 1996 he founded the Ballet Theater in Krasnodar (now the ballet company, “Grigorovich Ballet”) still remains its artistic director.

Григ_Гордеев

Yuri Grigorovich transferred to the Bolshoi Theatre (in new editions) his ballets: “The Stone Flower” by S. Prokofiev (1959), “The Legend of Love” by A. Melikov (1965), “Romeo and Juliet” by S. Prokofiev (1979, world premiere was held at the Paris National Opera, 1978).

At the Bolshoi Theatre he created his original ballets – “The Nutcracker” by Tchaikovsky (1966), “Spartacus” by Khachaturian (1968), “Ivan the Terrible” to the music of Prokofiev (1975), “Angara “A. Eshpai, ” The Golden Age ” by Shostakovich (1982), and he also created his version of the ballet classics -” Sleeping Beauty “by Tchaikovsky (1963 G., 1973), “Swan Lake” by Tchaikovsky (1969, 2001), “Raymonda” by Glazunov (1984, 2003), “Giselle” by Adam (1987 .), “La Bayadere” by Minkus (1991), “Le Corsaire” by Adam (1994), “Don Quixote” by Minkus (1994).

In 1974-88 he was a professor of choreography department of the Leningrad State Conservatory named after N.A. Rimsky-Korsakov. Since 1988 he is the head of the choreography department at the Bolshoi Ballet Academy. Grigorovich is a member of the Vienna Music Society and the Ukrainian Academy of Dance. In 1975-85 years he was president of the Dance Committee at the International Theatre Institute UNESCO. Since 1989 – the President of the Association of Choreography. In 1990 he became president of the “Russian Ballet” Fund.

Since 1992 – President of “Benois de la danse” – annually awarded prize for outstanding achievements in the art of ballet.

Since 1973 he is the permanent chairman of the jury of the International Ballet Competition and contest of choreographers in Moscow as well as president of the jury of many more international competitions in the world – Serge Lifar International Ballet Competition, Yuri Grigorovich International Competition “Young Ballet of the World”, as well as ballet competitions in Bulgaria (Varna), Spain, the U.S.A, Switzerland, Japan, South Korea, China, Austria, Turkey and Italy.

In 2006 he was elected President of the International Federation of Ballet Competitions (IFBC).

Over and over again Yuri Grigorovich transfers his ballets to a numerous theaters in the country and the world. In each of his new productions Yuri Grigorovich it is never the same, and he always finds a new approach and techniques to realize his artistic ideas of a choreographer, director, librettist. And in each of his productions there can be clearly seen the hand of the Grand Master of art of ballet. Some of his ballets were filmed – “Spartacus” (1976) and “Ivan the Terrible” (called “the Terrible Century”, 1977).

To the life and career of Yuri Grigorovich the films “The choreographer Yuri Grigorovich” (1970), “A Lifetime of Dance” (1978), “Ballet in the first person” (1986) were dedicated.

Юрий Григорович

Юрий ГригоровичПрезидент МФБК

Народный артист СССР

Президент Международного союза деятелей хореографии

Балетмейстер Государственного академического Большого театра России

Профессор Московской государственной академии хореографии

 

«Балет Большого театра отличается от других. Весьма отличается. И он отличается по трем особым и связанным друг с другом причинам. Он русский. Он советский. И его художественным руководителем является Юрий Григорович. Однако есть и другие аспекты, которые просматриваются в его балете Большого театра нового стиля. Они вызваны и его собственным гением (потому что он, я думаю, великий хореограф), и его особой исторической миссией сближения ленинградской школы балета и московской» 
(Американский балетный критик Клайв Барнс)

Юрий Григорович родился 2 января 1927 г. в Ленинграде. В 1946 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С М. Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 г. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А.М. Горького.

Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» (1957 г.) и «Легенда о любви» (1961 г.) — имели оглушительный успех.

В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего, последовавшей в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета, как гениальный хореограф, создавший целый ряд спектаклей-шедевров, вошедших в Золотой фонд хореографического искусства; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице. С 1961 г. по 64-й он — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 64-м становится главным балетмейстером Большого театра. Временно его покидает в 1995 г. и вновь возвращается в театр в 2008-м.

За время работы в Большом театре СССР (позднее России) Ю. Григорович явил миру целую плеяду выдающихся исполнителей, ставших украшением мирового балета. Среди них: М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, Е. Максимова, Л. Семеняка, Н. Павлова, Н. Архипова, Н. Семизорова, М. Лавровский, В. Васильев, Ю. Владимиров, М. Лиепа, В. Гордеев, А. Годунов, И. Мухамедов, Н. Цискаридзе. И это далеко не полный перечень блестящих танцовщиков. В 1996 г. Юрий Григорович стал основателем театра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа «Григорович-балет» Краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера») и по настоящее время является ее художественным руководителем.

Григ_Гордеев

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях) свои балеты: «Каменный цветок» С. Прокофьева (1959 г.); «Легенда о любви» А. Меликова (1965 г. ); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979 г., мировая премьера которого состоялась в Парижской национальной опере, 1978 г.)

Уже в Большом театре он поставил оригинальные спектакли: «Щелкунчик» П.И. Чайковского (1966 г.); «Спартак» А. Хачатуряна (1968 г.); «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975 г.); «Ангара» А. Эшпая; «Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г. ), а также создал свои редакции балетной классики – спектакли «Спящая красавица» П.И. Чайковского (1963 г., 1973 г.); «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (1969 г., 2001 г.); «Раймонда» А. Глазунова (1984 г., 2003 г.); «Жизель» А. Адана (1987 г.); «Баядерка» Л. Минкуса (1991 г.); «Корсар» А. Адана (1994 г.); «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г.)

В 1974-88 гг. был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. С 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии. Является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца. В 1975-85 гг. был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО. С 1989 г.  — президент Ассоциации деятелей хореографии. В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».

С 1992 г. Юрий Григорович — президент программы Benоis de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз Benоis de la danse за выдающиеся достижения в искусстве балета.

С 1973 г. является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве, а также председателем жюри еще многих международных конкурсов. В том числе: Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Донецке,  Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи. Он неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Китае, Австрии, Турции и Италии.

В 2006 г. был избран Президентом Международной Федерации балетных конкурсов.

Юрий Григорович неоднократно переносил свои и классические балеты на сцены других театров страны и мира. В каждой новой постановке, переносе своего ли спектакля, или спектакля балетной классики Григорович никогда не повторяется, а находит новые творческие подходы и приемы в реализации своих художественных замыслов хореографа, режиссера-постановщика, либреттиста. В каждом спектакле, поставленным прославленным хореографом, отчетливо видна рука Великого Мастера искусства балета. В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976 г.) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977 г.)

Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970 г.), «Жизнь в танце» (1978 г.), «Балет от первого лица» (1986 г.)